Дислалия у ребенка: причины развития, характерные признаки, диагностика и логопедическая коррекция
Дислалия – нарушенное звукопроизношение. Эта проблема в логопедии довольно распространена. У дислалии есть ряд особенностей, в соответствии с которыми выделяют множество ее форм. Лечение предполагает комплексный подход, подразумевающий поэтапную коррекцию.
Дислалия: общая характеристика патологии
Дислалия – термин, под которым подразумевают многие дефекты звукопроизношения. Одновременно с его расстройством у человека наблюдается нормальный слух и отсутствие нарушений иннервации артикуляционного аппарата.
Дислалия встречается в логопедии часто. Проблемы со звукопроизношением имеются примерно у каждого 3-4 ребенка в возрасте 5-6 лет, а некоторые данные свидетельствуют о том, что такой диагноз имеется у 50% дошкольников. Среди младших школьников эта проблема диагностируется примерно у каждого пятого ребенка, а в более старшем возрасте наблюдается в одном случае из ста.
У современных детей наблюдается тенденция преобладания полиморфных нарушений в произношении звуков. Это чревато тем, что ребенок не может впоследствии достаточно освоить письменную речь. На этом фоне часто развивается дислексия и дисграфия: первая патология характеризуется парциальным расстройством навыков чтения, вторая – частичным расстройством процесса письма.
Классификация
Дислалию классифицируют по нескольким признакам. Патология бывает мономорфной (расстраивается произношение одной либо нескольких фонем, входящих в одну артикуляционную группу) и полиморфной (расстраивается произношение фонем, входящих в разные артикуляционные группы).
Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае человек некорректно воспроизводит от 1 до 4 звуков. Дл сложной формы патологии характерно неправильное произношение более 4 звуков.
Отдельно рассматривается функциональная дислалия. Она наблюдается у всех детей до 5 лет.
В соответствии с характером нарушения (фонетическое, фонематическое) и особенностями формирования различных признаков звуков (акустические, артикулярные) дислалия подразделяется на следующие виды:
- акустико-фонематический;
- артикулярно-фонематический;
- артикулярно-фонетический.
В соответствии с причиной имеющихся нарушений происхождение дислалии может быть механическим (органическим) или функциональным. Функциональная патология бывает моторной или сенсорной. У некоторых пациентов могут быть обе эти формы одновременно. При таком сочетании дислалию называют сенсомоторной.
При дислалии может нарушаться произношение звуков, относящихся к различным группам. Данный признак также используют, чтобы классифицировать патологию. В этом случае классификация основана на греческом алфавите: названия видов дислалии начинаются с букв, соответствующих звукам, произношение которых нарушено. Выделяют следующие разновидности патологии:
- ротацизм;
- ламбдацизм;
- гаммацизм;
- каппацизм;
- хитизм;
- йотацизм;
- сигматизм (дефект произношения свистящих и шипящих звуков).
Выделяют также нарушение, характеризующееся замещением твердых парных согласных на мягкие и наоборот. Это называется дефектом смягчения и твердости. Отдельно рассматривают дефект озвончения и оглушения, при котором глухие звуки замещаются парными звонкими и наоборот.
Причины
Дислалия может сформироваться под воздействием различных факторов. Следует выделить функциональную форму нарушения, причина которой кроется в недостаточном развитии артикуляционных органов. Такое явление относится к возрастным нормам (до 5 лет) и характеризуется нормальным устройством артикуляционного аппарата.
Сформировавшиеся дефекты могут иметь социальную или биологическую природу. К числу социальных факторов относят:
- неправильная речь взрослого человека, которой подражают дети – торопливость, косноязычие, диалекты;
- имитация взрослым человеком детского лепета;
- педагогическая запущенность;
- билингвизм (двуязычие) в семье – владение двумя языками и одновременное их использование повсеместно.
Биологическое происхождение функционального типа патологии представлено общим физическим ослаблением (развивается обычно на фоне частых болезней), минимальной мозговой дисфункцией.
Механический тип дислалии связан с дефектами артикуляционного аппарата относительно его анатомического строения. Такие нарушения могут иметь различную природу, в связи с чем выделяют врожденную, приобретенную, наследственную и органическую этиологию. Последняя включает:
- недостаточность длины уздечки языка, губ;
- язык аномальных размеров – макроглоссия (массивность) или микроглоссия (маленькие размеры, аномальная узость);
- малоподвижность губ, чрезмерная их толщина.
Развитие дислалии может быть связано также с некорректным строением костных структур, на которых основан речевой аппарат:
- патологический прикус;
- аномальное строение зубов: мелкий размер, редкое расположение, щербины;
- аномальное строение нёба: готическое нёбо (высоко расположено, верхняя челюсть узка), уплощенное и низкое.
Симптомы дислалии
Особенности проявлений патологии связаны с ее формами.
Моторную функциональную дислалию характеризует отсутствие точности движений губ и языка, различий в них. Это связано с приблизительностью звуковой артикуляции, то есть возникает в результате фонетических дефектов (искажений звуков).
Сенсорный функциональный тип дислалии характеризует затрудненность слухового различения фонем, которые похожи акустически. Такое нарушение затрагивает звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие звуки. На этом фоне и происходит взаимное замещение парных фонем в устной речи. Подобное нарушение может проявляться и на письме в виде однотипных замен букв.
Искажение звукопроизношения может проявляться по-разному:
- замены – один звук замещается другим, подобный дефект подразумевает, что фонемы не различаются в акустическом или артикуляторном плане;
- смешение – путаница при употреблении двух фонем, но при этом произносятся они правильно;
- пропуски – фонема полностью выпадает в какой-либо позиции (любая часть слова).
Функциональный тип дислалии в большинстве случаев характеризует нарушение произношения одной или нескольких фонем. Для механической формы патологии свойственно искажение произношения групп звуков, которые схожи по артикуляции.
Дислалия не отражается на лексико-грамматической стороне речи – ее формирование отвечает возрастным нормам. Это подразумевает наличие достаточно развитой словарной базы, отсутствие искажений слогового состава слов, корректное использование окончаний в соответствии с падежами, единственного и множественного числа. Связная речь обычно хорошо развита.
Диагностика
Выявление дислалии не представляет особых сложностей. Диагностикой и последующим лечением занимается логопед.
На начальном этапе специалист выясняет, как протекали беременность и роды, какие имеются заболевания у ребенка (в том числе перенесенные). Необходимо также оценить, в каком состоянии находится биологическое зрение и слух, опорно-двигательный аппарат (изучается медицинская документация).
После получения начальных данных логопеду необходимо исследование строения и подвижности элементов артикуляционного аппарата. Для этого проводят визуальный осмотр, прибегают к упражнениям на подражание для оценки уровня их выполнения.
В качестве диагностики устной речи исследуют состояние звукопроизношения, выявляют звуки, произношение которых нарушено. Для этого используется дидактический материал.
В ходе диагностики необходимо выявление характера нарушения звукопроизношения в разных позициях – произношение фонем изолированно, в составе различных слогов, слов, фраз и целых текстов. Необходимо также оценить фонематический слух, чтобы выявить, способен ли пациент на слух дифференцировать все коррелирующие фонемы.
Диагностика при дислалии подразумевает не только ее выявление, но и определение формы, вида и разновидности. В зависимости от причины нарушений может потребоваться привлечение других специалистов – стоматолога (ортодонта, хирурга), невролога, отоларинголога.
Лечение дислалии
Лечение нарушения подразумевает логопедическую коррекцию. Выполняется она поэтапно: сначала проводят подготовка, затем приступают к формированию первичных произносительных навыков, затем – коммуникативных навыков.
Подготовка
Если наблюдается механическая дислалия, то на подготовительном этапе избавляются от анатомических несовершенств артикуляционного аппарата. Коррекция его строения может проводиться с помощью ортодонтического лечения, пластики уздечки.
Моторная функциональная дислалия подразумевает необходимость развития речевой моторики. Для этого выполняют артикуляционную гимнастику, прибегают к логопедическому массажу – этот метод заключается в последовательной проработке мышц языка, нёба, губ, щек, лица. При этом улучшается кровоснабжение, расслабляется или тонизируется артикуляционная мускулатура, нормализуется речевая моторика.
Если диагностирована сенсорная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе необходимо развивать фонематические процессы.
Чтобы обеспечить правильное звукопроизношение, важно сформировать направленную воздушную струю, усовершенствовать мелкую моторику. Необходима также работа с произношением опорных фонем.
Первичные произносительные навыки
Для их формирования работают с изолированными фонемами. Для их постановки прибегают к подражанию или обеспечивают механическую помощь (используются логопедические зонды).
Нужно также поставить автоматизацию звука. Это касается отдельных слогов, целых слов, предложений и текстов. При смешении звуков необходимо поставить также их дифференциацию.
Работа с коммуникативными навыками
При коррекции дислалии этот этап является завершительным. На этой стадии добиваются того, чтобы пациент безошибочно употреблял отработанные ранее звуки в общении независимо от ситуации.
Продолжительность лечения при дислалии индивидуальна. Для достижения результата важна регулярность логопедических занятий – проводиться они должны минимум трижды в неделю. Помимо сеансов со специалистом необходимо заниматься дополнительно в домашних условиях. С этой целью выполняют артикуляционную гимнастику и заданные логопедом упражнения.
Упражнения
Программа коррекции дислалии разрабатывается в индивидуальном порядке, однако существует несколько общих упражнений, которые успешно применяются и специалистами, и в домашних условиях:
- Улыбка. Улыбаться надо широко, сжимая при этом зубы, формируя своеобразный “забор”. Необходимо зафиксировать такое положение минимум на 15 секунд.
- Дудочка. Для выполнения такого упражнения плотно сжимают зубы и вытягивают губы, выдувая при этом воздух. Делать это нужно 10 секунд и выполнить несколько подходов.
- Необходимо поочередно выполнять два предыдущих упражнений. Сделать надо минимум 15 повторов.
- Воронка. Сначала надо вытянуть губы дудочкой, а затем втянуть их в рот, подвернув под зубы. Повторить минимум 10 раз.
- Литавр. В этом случае губы слегка втягивают в рот и похлопывают друг о друга, чтобы было слышно громкий хлопок. Сделать 15 повторов.
- Фырканье. Такое упражнение называют также фыркающей лошадкой. Губы во время упражнения должны быть расслаблены. Фыркать ими надо минимум 15 раз.
- Плотно сжать зубы и двигать нижнюю губу поочередно в разные стороны. Сделать 7 повторов.
- Закрыть передними верхними зубами нижнюю губу и зафиксировать на 10 секунд.
- Плотно сомкнуть губы, надуть щеки и медленно выдувать воздух, похлопывая по ним. Сделать минимум 10 повторов.
- Плотно сомкнуть губы и, не открывая рот, поочередно дуть в них изнутри.
- Взять небольшую бумажную полоску и сжать губами. Удерживать 4 секунды.
- Набрать в род воды и удерживать 3 минуты.
Прогноз
Прогноз при дислалии благоприятен. У большинства пациентов она успешно корректируется. При простой дислалии коррекция занимает 1-3 месяца, при сложной – от 3 месяцев до полугода.
Эффективность и продолжительность коррекции напрямую связаны со сложностью дефекта, возрастом и индивидуальными особенностями пациента. Значение имеет регулярность занятий, выполнение упражнений в домашних условиях, участие родителей.
Чем скорее начата коррекция дислалии, тем быстрее достигается результат.
Профилактика
Для предупреждения дислалии важно своевременное выявление анатомических нарушений строения органов речи. Необходимо также придерживаться следующих мер:
- постоянное чтение книг – сначала ребенку читают родители, затем он осваивает это занятие сам;
- работа со скороговорками, пословицами, изучение стихов;
- контроль собственной речи – взрослым нужно придерживаться четкой и грамотной речи;
- посещение ребенком различных кружков, секций, культурных мероприятий (выставки, музеи, театры);
- своевременное обращение к специалисту при нарушении звукопроизношения.
Дислалия является нарушением звукопроизношения. Выделяют несколько форм такой патологии и причин ее возникновения. Лечение заключается в поэтапной логопедической коррекции, которая подразумевает регулярность занятий и дополнительную работу в домашних условиях.
Причины и симптомы возникновения дислалии у детей
Одним из распространенных речевых дефектов, который встречается у детей различного возраста, считается дислалия. При такой патологии наблюдается отсутствие, замены, смешение и искажение звуков в устной речи.
Специалисты выделяют два вида речевого расстройства: механическая и функциональная дислалия у детей. Логопедическая коррекция при таком заболевании включает подготовительный этап, формирование перечисленных произносительных и коммуникативных навыков.
В некоторых ситуациях требуется проведение хирургического вмешательства, например, при короткой уздечке языка.
Что такое дислалия у детей
Дислалия – это нарушение звукопроизношения и неправильное употребление речевых звуков, которое никак не взаимосвязано с поражениями центральной нервной системы или органов слуха органического характера.
Такая патология является одной из распространенных в старшем дошкольном и школьном возрасте. В последнее время преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения, при которых в будущем ребенку становится проблематично овладевать письменной речью.
Кроме этого, отсутствие эффективной коррекции заболевания приводит к появлению таких нарушений, как дисграфия и дислексия.
Коррекционная работа предполагает обследование подвижности речевого аппарата и артикуляционной моторики ребенка. Кроме этого, специалист обращает внимание на фонематический слух и правильность звукопроизношения.
В том случае, если не получается справиться с дефектом речи, то помимо обследования логопедом, ребенку может понадобиться консультация таких специалистов, как стоматолог, невролог и отоларинголог.
Важно: при таком нарушении, как дислалия, отсутствуют нарушения в развитии речевого и слухового аппарата. Дети успешно справляются с постановкой предложений и хорошо разговаривают. Кроме этого, не наблюдается задержки речевого развития.
Диагностировать патологию до года довольно проблематично, поскольку дети в этом возрасте практически не разговаривают. После того, как грудничок начинает говорить, то необходимо обязательно следить за его речью.
Виды дислалии
Существует несколько форм такого речевого нарушения, и каждая из них возникает под воздействием различных факторов. В некоторых случаях причиной патологии становятся различные аномалии в строении речевого аппарата, а в иных ситуациях патология прогрессирует, как результат неправильного вербального воспитания малыша.
Механическая дислалия – это в логопедии неправильное произношение звуков, которое спровоцировано анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия является патологией, которая спровоцирована различными социальными факторами либо нейродинамическими сбоями в коре головного мозга обратимого характера.
Функциональную дислалию специалисты классифицируют на два вида:
- Моторная дислалия – это заболевание, которое вызывают нейродинамические сдвиги, протекающие в центральных отделах речедвигательного аппарата. При таком речевом нарушении при разговоре губы и язык двигаются неправильно, что приводит к искажению звуков.
- Сенсорная дислалия – это патология, которая обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. При таком нарушении возникают проблемы с правильным функционированием речеслухового анализатора, что приводит к некорректному разделению акустических схожих между собой звуков на составные части. В результате ребенок не может правильно повторять звуки и развивается дислалия.
Речевые дефекты подразделяются на простые и сложные, в зависимости от количества искаженных звуков. Простыми называются те нарушения, при которых у ребенка возникают проблемы с произношением лишь одного звука. Сложная дислалия часто выявляется у детей дошкольного возраста, и искажаются звуки различных групп.
Причины возникновения дислалии
При таком речевом нарушении ребенок может заменять звуки под воздействием различных факторов. Стать причиной механической аномалии могут следующие причины:
- короткая уздечка языка;
- слишком большой или, наоборот, маленький язык;
- плохая подвижность губ;
- неправильный прикус;
- неправильно расположенные зубы;
- расщелины губы;
- слишком высокое или низкое небо.
Причины функциональной дислалии кроются и в психологических особенностях ребенка, однако строение артикуляционного аппарата при этом не нарушено.
Спровоцировать такой вид патологии может:
- педагогическая запущенность;
- проблемы с фонематическим слухом;
- общая физическая ослабленность малыша;
- подражание неправильной речи взрослых.
Кроме этого, спровоцировать дислалию может минимальная мозговая дисфункция, при которой затормаживается речевое развитие. Родителям следует знать, что не относится к причинам функциональной дислалии, и постоянно контролировать состояние артикуляционного аппарата.
Методы устранения
После проведения обследования ребенка врач подбирает наиболее эффективные методы работы по формированию правильного произношения звуков. С помощью современных методов коррекции, при незначительных отклонениях, удается устранить дислалию за несколько месяцев, а при сложной дислалии у детей дошкольного возраста – за полгода.
Коррекция патологии включает проведение следующей работы:
- Подготовительный этап. Специалистом ведется работа, направленная на устранение анатомических дефектов при механической дислалии. В том случае, если у ребенка выявлено функциональное речевое нарушение, то проводится работа по развитию моторики речевого аппарата, то есть делается специальная гимнастика и массаж артикуляционного аппарата. Для формирования правильного произношения делается акцент на формировании направления воздушной струи, развитие мелкой моторики и отработку опорных звуков. В карте обследования должна быть обязательно указана причина возникновения механической дислалии.
- Формирование начальных навыков произношения. Специалистом подбирается наиболее оптимальный способ постановки звуков с применением специальных механических приспособлений, по подражанию или смешанно. После произношение звука автоматизируется в слогах, словах, предложениях и фразах. В том случае, если наблюдается смешение звуков, то логопедом проводится работа по их дифференциации.
- Формирование коммуникативных навыков. На завершающем этапе коррекции логопедом дислалии у ребенка автоматизируется привычка правильно произносить все поставленные звуки в любых ситуациях при общении.
Улучшить функционирование артикуляционного аппарата удается с помощью специальных упражнений:
- трубочка;
- улыбка;
- воронка;
- пофыркивающая лошадь;
- прятки.
Важно: в большинстве случаев, при сложных формах дислалии, у ребенка нарушен фонематический слух. Необходимо, чтобы ребенок делал занятия как вместе с логопедом, так и дома, с родителями. Лишь при каждодневных и систематических занятиях удается за короткое время устранить речевые нарушения.
В редких случаях при лечении прибегают к оперативному вмешательству, с помощью которого удается исправить зубную челюсть. Преимущественно хирургическое лечение осуществляется в подростковом возрасте, после выяснения причины механической дислалии.
Диета предполагает полный отказ от употребления твердой пищи, которая может повредить целостность слизистой языка, десен и неба.
Кроме этого, после проведения операции ребенку придется в течение нескольких недель принимать лекарственные препараты с обезболивающим действием.
Ответить на вопрос, сколько времени потребуется на коррекцию дислалии, не так просто. Это определяется различными факторами, и в том числе индивидуальными особенностями детского организма.
При незначительных нарушениях логопедические занятия могут растянуться на 1-2 месяца, а при сложных случаях положительный результат может быть заметен лишь через полгода. Чем младше ребенок, тем длиннее будет коррекция патологии.
Профилактика
Главным условием профилактики речевого нарушения считается ведение здорового образа жизни с самого рождения ребенка. Необходимо обязательно делать ему массаж, зарядку и заниматься закаливанием организма, что в будущем положительно отразится на развитии речи. В возрасте, когда ребенок еще не произносит слова, следует обязательно с ним разговаривать и рассказывать сказки.
Для профилактики механической дислалии следует контролировать развитие прикуса. Родителям нужно следить за тем, как растут нижние и верхние зубы. Кроме этого, следует регулярно вести работу по всестороннему физическому развитию ребенка. Узнать, что такое дислалия у детей, и каковы методы ее устранения, можно у дефектолога.
Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции
Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.
Определение
Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.
Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.
В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0
Классификация
На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.
Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.
Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:
- Физиологическую
- Функциональную
- Механическую
Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.
Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.
Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.
Причины физиологические:
- органическое поражение мозга;
- неврологические и другие хронические заболевания;
Причины социальные:
- неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
- неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
- смешение языков в семье;
Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.
Причины:
- Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
- Язык необычных размеров.
- Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
- Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.
Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.
- Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.
- Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия:
- артикуляционно-фонетическая;
- артикуляционно-фонематическая;
- акустико-фонематическая
Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.
Симптомы
Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.
Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.
- Сигматизм — неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
- Ротацизм — неверное выговаривание [Р] и [Р’];
- Ламбдацизм — проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
- Каппацизм – дефекты звуков — [К] и [К’];
- Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
- Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
- Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
- Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым
У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.
Диагностика
То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.
Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.
Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция
Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:
- Механическая – обусловлена патологиями органов артикуляционного аппарата.
- Функциональная – вызванная подражанием ребенка неправильной речи взрослого (косноязычия, сюсюканья и т.д.) или нарушениями в коре головного мозга.
- Мономорфная – нарушение произношения звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
- Полиморфная – нарушение произношения звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).
Симптомы дислалии у детей
Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.
До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.
Диагностика дислалии
Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.
В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).
Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве
Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:
- Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.
- Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.
- Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.
Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю.
Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев.
Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.
Дислалия
Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.
При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога.
Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.
Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста.
В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.
- Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора).
- При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
- При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.
С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков).
Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:
- Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
- Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
- Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
- Йотацизм – недостатки произношения [й]
- Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
- Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
- Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
- Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
- Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).
В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.
В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей).
Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы.
При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:
- неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией),
- аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.),
- высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.
Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы.
К числу неблагоприятных социальных факторов относят:
- подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной),
- подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»),
- случаи билингвизма в семье,
- педагогическая запущенность.
К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам.
При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.
Диагностика
Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации).
Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала.
В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
В логопедическом заключении отражается:
- форма дислалии (механическая или функциональная),
- вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая),
- разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).
При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.
Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.
Коррекция
Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.
При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения).
При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов.
Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает:
- постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом);
- автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах,
- дифференциацию звуков (при их смешении).
На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.
Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.